-
Notifications
You must be signed in to change notification settings - Fork 3
/
numvector.h
executable file
·529 lines (446 loc) · 20.3 KB
/
numvector.h
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
/*!
\file
\brief Описание класса numvector
\author Марчевский Илья Константинович
\author Кузьмина Ксения Сергеевна
\author Рятина Евгения Павловна
\version 1.0
\date 1 декабря 2017 г.
*/
#ifndef NUMVECTOR_H_
#define NUMVECTOR_H_
#include <vector>
#include <set>
#include <ostream>
/*!
\brief Шаблонный класс, определяющий вектор фиксированной длины
\n Фактически представляет собой массив, для которого определено большое количество различных операций.
\n Для доступа к элементам массива используется оператор []
\tparam T тип элементов вектора
\tparam n длина вектора
\author Марчевский Илья Константинович
\author Кузьмина Ксения Сергеевна
\author Рятина Евгения Павловна
\version 1.0
\date 1 декабря 2017 г.
*/
template<typename T, int n>
class numvector
{
protected:
/// Собственно, вектор с данными
T r[n];
public:
/// \brief Перегрузка оператора "[]" доступа к элементу
///
/// \tparam T тип данных
/// \param[in] j номер элемента, к которому происходит обращение
/// \return Ссылка на элемент
T& operator[](int j) { return r[j]; }
/// \brief Перегрузка оператора "[]" доступа к элементу
///
/// \tparam T тип данных
/// \param[in] j номер элемента, к которому происходит обращение
/// \return Константная ссылка на элемент
const T& operator[](int j) const { return r[j]; }
/// \brief Перегрузка оператора "=" присваивания
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n длина вектора
/// \param[in] vec константная ссылка на присваиваемый вектор
/// \return ссылка на самого себя
numvector<T, n>& operator=(const numvector<T, n>& vec)
{
for (int i = 0; i < n; ++i)
r[i] = vec.r[i];
return *this;
}//operator=
/// \brief Перегрузка оператора "*" скалярного умножения
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n длина вектора
/// \param[in] y константная ссылка на второй множитель
/// \return результат вычисления скалярного произведения
double operator* (const numvector<T, n>& y) const
{
T res = 0;
for (int j = 0; j < n; ++j)
res += r[j] * y[j];
return res;
}//operator*
/// \brief Перегрузка оператора "^" векторного произведения
///
/// Определен только для трехмерных векторов
///
/// \tparam T тип данных
/// \param[in] y константная ссылка на второй множитель
/// \return результат вычисления векторного произведения
numvector<T, 3> operator^ (const numvector<T, 3>& y) const
{
return{ r[1] * y[2] - r[2] * y[1], r[2] * y[0] - r[0] * y[2], r[0] * y[1] - r[1] * y[0] };
}//operator^
/// \brief Перегрузка оператора "^" вычисления третьей компоненты векторного произведения
///
/// Определен только для двумерных векторов
///
/// \tparam T тип данных
/// \param[in] y константная ссылка на второй множитель
/// \return результат вычисления третьей компоненты векторного произведения двух двумерных векторов
T operator^ (const numvector<T, 2>& y) const
{
return r[0] * y[1] - r[1] * y[0];
}//operator^
/// \brief Перегрузка оператора "*=" домножения вектора на действительное число
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n длина вектора
/// \param[in] m числовой множитель, приводится к типу double
/// \return ссылка на самого себя после домножения на число
numvector<T, n>& operator*=(const double m)
{
for (int i = 0; i < n; ++i)
r[i] *= m;
return *this;
}//operator*=
/// \brief Перегрузка оператора "/=" деления вектора на действительное число
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n длина вектора
/// \param[in] m числовой делитель, приводится к типу double
/// \return ссылка на самого себя после деления на число
numvector<T, n>& operator/=(const double m)
{
for (int i = 0; i < n; ++i)
r[i] /= m;
return *this;
}//operator/=
/// \brief Перегрузка оператора "+=" прибавления другого вектора
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n длина вектора
/// \param[in] y константная ссылка на прибавляемый вектор
/// \return ссылка на самого себя после сложения с другим вектором
numvector<T, n>& operator+=(const numvector<T, n>& y)
{
for (int i = 0; i < n; ++i)
r[i] += y[i];
return *this;
}//operator+=
/// \brief Перегрузка оператора "-=" вычитания другого вектора
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n длина вектора
/// \param[in] y константная ссылка на вычитаемый вектор
/// \return ссылка на самого себя после вычитания другого вектора
numvector<T, n>& operator-=(const numvector<T, n>& y)
{
for (int i = 0; i < n; ++i)
r[i] -= y[i];
return *this;
}//operator-=
/// \brief Перегрузка оператора "+" сложения двух векторов
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n длина вектора
/// \param[in] y константная ссылка на прибавляемый вектор
/// \return результат сложения двух векторов
numvector<T, n> operator+(const numvector<T, n>& y) const
{
numvector<T, n> res(*this);
for (int i = 0; i < n; ++i)
res[i] += y[i];
return res;
}//operator+
/// \brief Перегрузка оператора "-" вычитания двух векторов
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n длина вектора
/// \param[in] y константная ссылка на вычитаемый вектор
/// \return результат вычитания двух векторов
numvector<T, n> operator-(const numvector<T, n>& y) const
{
numvector<T, n> res(*this);
for (int i = 0; i < n; ++i)
res[i] -= y[i];
return res;
}//operator-
/// \brief Перегрузка оператора "*" умножения вектора справа на число
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n длина вектора
/// \param[in] m число-множитель, приводится к типу double
/// \return результат вычитания двух векторов
numvector<T, n> operator*(const double m) const
{
numvector<T, n> res(*this);
res *= m;
return res;
}//operator*
/// \brief Перегрузка оператора "-" унарного минуса
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n длина вектора
/// \return противоположный вектор
numvector<T, n> operator-() const
{
numvector<T, n> res(0);
for (int i = 0; i < n; ++i)
res[i] = -(*this)[i];
return res;
}//operator*
/// \brief Вычисление размерности вектора (числа элементов в нем)
///
/// \return размерность вектора (число элементов в нем)
int size() const { return n; }
/// \brief Вычисление нормы (длины) вектора
///
/// Корень из скалярного квадрата вектора
///
/// \return норма (длина) вектора
double length() const { return sqrt(*this * *this); }
/// \brief Вычисление квадрата нормы (длины) вектора
///
/// Скалярный квадрат вектора
///
/// \return квадрат нормы (длины) вектора
double length2() const { return (*this * *this); }
/// \brief Вычисление орта вектора или вектора заданной длины, коллинеарного данному
///
/// Если в качестве новой длины указано отрицательное число --- вектор будет противоположно направленным
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n длина вектора
/// \param[in] newlen длина получаемого вектора (по умолчанию 1.0)
///
/// \return вектор, коллинеарный исходному, заданной длины (по умолчанию 1.0)
numvector<T, n> unit(double newlen = 1.0) const
{
numvector<T, n> res(*this);
double ilen = newlen / this->length();
res *= ilen;
return res;
}//unit()
/// \brief Нормирование вектора на заданную длину
///
/// Если в качестве новой длины указано отрицательное число --- у вектора будет изменено направление
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n длина вектора
/// \param[in] newlen новая длина вектора (по умолчанию 1.0)
void normalize(double newlen = 1.0)
{
double ilen = newlen / this->length();
*this *= ilen;
//return (*this);
}//normalize()
/// \brief Проверка вхождения элемента в вектор
///
/// \param[in] s проверяемый элемент
///
/// \return позиция первого вхождения элемента s; если не входит --- возвращает (-1), приведенный к типу size_t
size_t member(T s)
{
for (int i = 0; i < n; ++i)
if (r[i] == s)
return i;
return (-1);
}//member(...)
/// \brief Построение множества std::set на основе вектора
///
/// \return множество типа std::set, состоящее из тех же элементов, что исходный вектор
std::set<T> toSet() const
{
std::set<T> newset;
for (size_t i = 0; i < n; ++i)
newset.insert(r[i]);
return newset;
}//toSet()
/// \brief "Вращение" вектора на несколько позиций влево
///
/// Исходный вектор при этом не изменяется
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n длина вектора
/// \param[in] k количество позиций, на которые производится "вращение"
///
/// \return вектор, полученный "вращением" исходного на k позиций влево
numvector<T, n> rotateLeft(size_t k) const
{
numvector<T, n> res;
for (int i = 0; i < n; ++i)
res[i] = r[(i + k) % n];
return res;
}//rotateLeft(...)
/// \brief Геометрический поворот двумерного вектора на 90 градусов
///
/// Исходный вектор при этом не изменяется
/// \n Эквивалентно умножению слева на орт третьей оси, т.е. \f$ \vec k \times \vec r \f$
///
/// \tparam T тип данных
///
/// \return новый двумерный вектор, полученный поворотом исходного на 90 градусов
numvector<T, 2> kcross() const
{
return { -r[1], r[0] };
}//kcross()
/// Пустой конструктор
numvector() { };
/// \brief Конструктор, инициализирующий весь вектор одной и той же константой
///
/// \tparam T тип данных
/// \param[in] z значение, которым инициализируются все компоненты вектора
numvector(const T z)
{
for (int i = 0; i < n; ++i)
r[i] = z;
}//numvector(...)
/// \brief Конструктор копирования
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n длина вектора
/// \param[in] vec константная ссылка на копируемый вектор
numvector(const numvector<T, n>& vec)
{
for (int i = 0; i < n; ++i)
r[i] = vec.r[i];
}//numvector(...)
/// \brief Конструктор инициализации списком
///
/// \tparam T тип данных
/// \param[in] z константная ссылка на список инициализации
/// \warning Длина списка инициализации не проверяется, от него берутся только необходимое число первых элементов
numvector(const std::initializer_list<T>& z)
{
//if (z.size() > n) exit(0);
//for (size_t i = 0; i < z.size(); ++i)
// r[i] = *(z.begin() + i);
//for (size_t i = z.size(); i < n; ++i)
// r[i] = 0;
for (size_t i = 0; i < n; ++i)
r[i] = *(z.begin() + i);
}//numvector(...)
}; //class numvector
/// \brief Перегрузка оператора "*" умножения вектора слева на число
///
/// \tparam T тип данных вектора
/// \tparam n длина вектора
/// \param[in] m число-множитель, которое приводится к типу double
/// \param[in] x константная ссылка на умножаемый вектор
/// \return результат умножения вектора на число
template<typename T, int n>
inline numvector<T, n> operator*(const double m, const numvector<T, n>& x)
{
numvector<T, n> res(x);
res *= m;
return res;
}//operator*
/// \brief Умножение квадратной матрицы на вектор
///
/// \tparam T тип данных вектора и матрицы
/// \tparam n длина вектора и размерность матрицы
/// \param[in] A константная ссылка на матрицу
/// \param[in] x константная ссылка на вектор
/// \return вектор --- результат умножения матрицы на вектор
template<typename T, int n>
inline numvector<T, n> dot(const numvector<numvector<T, n>, n>& A, const numvector<T, n>& x)
{
numvector<T, n> res;
for (int i = 0; i < n; ++i)
res[i] = A[i] * x;
return res;
}//dot(...)
/// \brief Быстрое вычисление векторного произведения
///
/// Определено только для трехмерных векторов
/// \n Оптимизировано за счет отсутствия вызова конструктора, предполагает наличие трех уже созданных векторов
///
/// \tparam T тип данных
/// \param[in] x константная ссылка на первый множитель
/// \param[in] y константная ссылка на второй множитель
/// \param[out] z ссылка на результат векторного умножения
template<typename T>
inline void cross(const numvector<T, 3>& x, const numvector<T, 3>& y, numvector<T, 3>& z)
{
z = { x[1] * y[2] - x[2] * y[1], x[2] * y[0] - x[0] * y[2], x[0] * y[1] - x[1] * y[0] };
}//cross(...)
/// \brief Вычисление третьей компоненты векторного произведения
///
/// Определено для векторов любой размерности, используются только первые 2 компоненты исходных векторов
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n размерность исходных векторов
/// \param[in] x константная ссылка на первый множитель
/// \param[in] y константная ссылка на второй множитель
/// \return третья компонента вектороного произведения
template<typename T, int n>
inline double cross3(const numvector<T, n>& x, const numvector<T, n>& y)
{
return (x[0] * y[1] - x[1] * y[0]);
}//cross3(...)
/// \brief Вычисление квадрата расстояния между двумя точками
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n размерность векторов
/// \param[in] x константная ссылка на радиус-вектор первой точки
/// \param[in] y константная ссылка на радиус-вектор второй точки
/// \return квадрат расстояния между точками
template<typename T, int n>
inline double dist2(const numvector<T, n>& x, const numvector<T, n>& y)
{
T res = 0;
for (int j = 0; j < n; ++j)
res += (x[j] - y[j])*(x[j] - y[j]);
return res;
}//dist2(...)
/// \brief Вычисление расстояния между двумя точками
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n размерность векторов
/// \param[in] x константная ссылка на радиус-вектор первой точки
/// \param[in] y константная ссылка на радиус-вектор второй точки
/// \return расстояние между точками
template<typename T, int n>
inline double dist(const numvector<T, n>& x, const numvector<T, n>& y)
{
return sqrt(dist2(x, y));
}//dist(...)
/// \brief Перегрузка оператора "<<" вывода в поток
///
/// Выводит в поток вектор, элементы которого записаны в фигурных скобках и разделены запятой с пробелом
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n размерность вектора
/// \param[in,out] str ссылка на поток вывода
/// \param[in] x константная ссылка на вектор
/// \return ссылка на поток вывода
template<typename T, int n>
std::ostream& operator<< (std::ostream& str, const numvector<T,n>& x)
{
str << "{ ";
for (int j = 0; j < n - 1; ++j)
str << x[j] << ", ";
str << x[n - 1];
str << " }";
return str;
}//operator<<
/// \brief Приведение вектора к вектору другой размерности
///
/// - если новая размерность меньше старой --- лишние элементы "отбрасываются"
/// - если новая размерность больше сиарой --- новые элементы заполняются нулями
///
/// \tparam T тип данных
/// \tparam n размерность исходного вектора
/// \tparam p размерность нового вектора
/// \param[in] r константная ссылка на исходный вектор
/// \return вектор новой размерности
template<typename T, int n, int p>
numvector<T, p> toOtherLength(const numvector<T, n>& r)
{
numvector<T, p> res;
for (int i = 0; i < std::min(p, n); ++i)
res[i] = r[i];
for (int i = std::min(p, n); i < p; ++i)
res[i] = 0;
return res;
}//toOtherLength(...)
#endif